Вы здесь

Преодолевая проблемы

Преодолевая проблемы

Спрос на цинк в России, существенно сократившийся в 2009 г., в 2010—2014 гг. увеличился. Рост потребления цинка обеспечивается спросом со стороны предприятий, выпускающих оцинкованный лист. При этом, с каждым годом растет спрос на этот металл со стороны производителей стальных конструкций и деталей.

Структура потребления металла кардинально не изменилась — более 60% цинка используется в строительном комплексе, 20% — в автопроме. Для сравнения: в Европе в строительстве применяется 40% цинка.

Ранее антикоррозионная защита стальной продукции осуществлялась во вспомогательных цехах судостроительных заводов и использовались ванны размером 3,5—7 м. В настоящее время этим занимаются самостоятельные производства. Они производят горячее цинкование  как для собственных нужд, так и выполняя заказы сторонних организаций.

Россия занимает первое место в мире по темпам роста числа предприятий горячего цинкования. На сегодняшний день в стране действует свыше 60 современных заводов горячего цинкования, на большинстве которых имеются линии длиной 12-13 м, позволяющие обрабатывать крупногабаритные металлоконструкции, например элементы линий электропередачи. Если в европейской части России и на Урале таких заводов вполне достаточно, то в Сибири и на Дальнем Востоке их не хватает .

Появление за короткое время столь значительного числа заводов горячего цинкования вызвано спросом со стороны компаний, прокладывающих железные и автомобильные дороги, строящих линии электропередачи, для которых как раз и нужна оцинкованная стальная продукция. Оцинкование позволяет увеличить срок службы конструкций в 4-5 раз и сократить затраты на эксплуатацию и ремонт. Именно потребности заказчиков обеспечили интенсивное развитие «цинковальной» индустрии.

В настоящее время, несмотря на рост числа предприятий горячего цинкования, на рынке уменьшается удельное количество заказов (в пересчете на одно предприятие). Дело в том, что на фоне кризисных явлений снизилось общее количество инвестиций во все отрасли промышленности. Уменьшение числа заказов создает иллюзию насыщения рынка, однако это далеко не так. Если рассмотреть структуру европейского, американского и российского рынков горячеоцинкованных конструкций, то окажется, что ключевым заказчиком за рубежом является строительный комплекс, тогда как в России он занимает второе место после энергетики.

К сожалению, строители, руководствующиеся в своей деятельности устаревшими СНиПами, не могут, да и попросту не хотят, использовать защищенные от коррозии конструкции. Для них применение оцинкованного проката — мера вынужденная, являющаяся скорее исключением, нежели правилом. Причина в том, что заказчик, проектировщик, строитель и потребитель — это совершенно разные организации, преследующие различные цели и задачи. «Эффективные менеджеры», использующие дешевые и зачастую некачественные материалы, банально не заинтересованы в увеличении срока службы зданий и сооружений. Ведь чем скорее проржавеет конструкция, тем раньше можно получить заказ на ее ремонт или строительство новой. Нельзя сбрасывать со счетов и молодость отечественной «цинковальной» индустрии. Налицо острый дефицит квалифицированных специалистов и рабочих.

Ситуация на рынке горячего цинкования не критическая.  

В 2014  году было создано Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса России, на которое возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, оказания государственных услуг, управления государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме того, Центр по развитию цинка и Российский союз поставщиков металлопродукции проводят мероприятия, где обсуждаются вопросы производства и потребления оцинкованной металлопродукции.

Овладение мировым опытом и неуклонное сокращение технологических издержек смогут удешевить цинкование и привлечь новых клиентов.

Источник информации: «Металлоснабжение и сбыт» (№1, 2015г)