Металлоконструкции в стране победившего железобетона | Роктэс

Металлоконструкции в стране победившего железобетона

Из-за ухудшения экономических условий в России бизнесмены стоят перед сложным выбором: либо прекратить деятельность, либо повысить ее эффективность.

В строительстве повысить эффективность можно за счет снижения переменных затрат и сокращения сроков строительного процесса. Поэтому в условиях кризиса российские инвесторы все большее внимание уделяют новым и альтернативным материалам и технологиям. Выгоды и ограничения использования одного из таких материалов —металлических конструкций обсуждались на конференции «Современные практики применения металлоконструкций при строительстве жилья и социальных объектов.

Новые возможности для производителей металлоконструкций», прошедшей в Санкт-Петербурге. Как отметил генеральный директор Ассоциации развития стального строительства (АРСС) Д. Еремеев, российская металлургия в настоящее время экспортирует около 40% стали. Однако снижение темпов роста мировой экономики привело к тому, что спрос на внешних рынках на стальную заготовку сократился в 2 раза, поэтому отечественная металлургия заинтересована в увеличении внутреннего металлопотребления. Потребление проката в России в основном зависит от состояния строительной отрасли. Для продвижения металлоконструкций в строительстве в 2014 г. была создана АРСС, объединившая ЕВРАЗ, Мечел, ОМК, производителей металлоконструкций, застройщиков, архитекторов и проектные организации. По выражению докладчика, Россия — страна победившего железобетона. И с этим трудно не согласиться. Фасонный прокат без учета труб и метизов в структуре потребления проката занимает лишь 9%, что существенно меньше, чем в развитых странах.

Такая структура предопределяет низкую долю зданий на стальном каркасе. В настоящее время в России только 13% многоэтажных зданий строится на основе металлоконструкций, тогда как в развитых странах таких зданий 50—70%. В основном металлоконструкции используются в строительстве промышленных и сельскохозяйственных сооружений. В этой сфере около 90% зданий строится на основе металлокаркаса. Однако на промышленное и сельскохозяйственное строительство приходится лишь 7% от объемов строительства в России. Основной потенциал применения металлоконструкций находится в жилищном строительстве, так как здесь доля объектов, возведенных с применением технологий металлостроительства, не превышает 5%.

Кризис — удачное время, чтобы увеличить применение стали в строительстве. Капитальные затраты на возведение зданий на основе железобетона и металлоконструкций примерно одинаковы, однако у последних немало плюсов: использование материалов заводской степени готовности, отсутствие несущих стен, гибкость планировки квартир. В условиях дороговизны кредитов наиболее важным преимуществом становится, конечно, высокая скорость возведения таких зданий. Инвестор за 3-4 месяца может построить дом, готовность которого составит 95%. При этом стоимость возведения коробки здания с учетом нулевого цикла занимает менее половины в структуре себестоимости строительства, а инвестор получает возможность продавать квартиры без предоставления скидки за покупку на раннем этапе строительства. По оценке заместителя генерального директора ППСОА. Ярмоленко, скорость возведения домов на металлическом каркасе на 33% выше, чем у панельных зданий, а нагрузка на фундамент в 1,4—1,6 раза ниже.

По словам Д. Еремеева, основными сдерживающими факторами в применении металлоконструкций являются скептицизм инвесторов, недоработки в законодательстве и отсутствие практик проектирования. В Советском Союзе запрещалось проектировать здания из металлопроката, что было связано с его приоритетным использованием в оборонной промышленности. В стране строились знаковые здания, такие как сталинские высотки, но до применения металлоконструкций в массовом строительстве дело не дошло.

В настоящее время реализуются единичные проекты зданий на металлокаркасе, например, в Москве одна из башен «Москва-Сити» и отель в «Крокус Сити» строятся на основе технологий металлостроительства. Типовые здания из металлоконструкций возводятся пока в виде исключения. В Новосибирске сейчас строится четвертая очередь микрорайона «Новомарусино» — пять десятиэтажных домов общей площадью 51 тыс. м2. Данный проект оказался на 5% дешевле аналогичной монолитной застройки, а его металлоемкость составит 1,9 тыс. т.

Использование металлоконструкций в типовых зданиях — основной потенциал увеличения потребления фасонного проката. В настоящее время АРСС разрабатывает проектные решения для социальных объектов, офисно-апартаментных комплексов, торгово-развлекательных центров, паркингов. О преимуществах строительства паркингов на металлокаркасе рассказал генеральный директор компании К-Проект А. Блинов. В отличие от жилых зданий себестоимость строительства этих объектов определяет каркас. Согласно расчетам докладчика, изготовление и монтаж стальных конструкций каркаса в структуре совокупных затрат на строительство паркинга занимают 20—30%, тогда как устройство железобетонного каркаса — 40—50%. Получается, что открытые паркинги на металлокаркасе на 15—20% дешевле. Одним из основных материалов, использующихся в металлостроительстве, являются сварные круглые и профильные трубы.

Как отметил руководитель проектов ОМКИ. Симбухов, бóльшая часть сварных труб применяется в строительстве спортивных объектов и реализации шельфовых проектов. В 2018 г. Россия примет главное спортивное событие года —чемпионат мира по футболу. Для его проведения в стране будут построены или реконструированы семь стадионов. По оценке докладчика, металлоемкость стадионов составит 50—60 тыс. т, из которых не менее 20 тыс. т — трубная продукция. Стадионы в зависимости от проектных решений используют разные по диаметру и толщине стенки трубы. Так, для строительства стадиона «Спартак» ОМК поставила 1,7 тыс. т прямошовных труб диаметром 508—1422 мм с толщиной стенки 10—40 мм. Одним из самых металлоемких стадионов станет арена в Самаре, где будет использовано порядка 10 тыс. т металлоконструкций.

Однако существующее законодательство сдерживает применение труб в строительстве. В настоящий момент действуют ГОСТы на трубную продукцию общего назначения, которые отражают требования преимущественно к трубам для магистральных нефтегазовых трубопроводов, но не учитывают специфику их применения в строительном секторе. Действующие нормы проектирования регламентируют применение в металлических конструкциях труб из малоуглеродистых сталей с толщиной стенки 4—15 мм, а также бесшовных труб с толщиной стенки 4—36 мм из малоуглеродистой и низколегированной стали 09Г2С. В стандарты не заложены строительный сортамент труб, новые марки стали и требования к ним. Как рассказал директор ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко И. Ведяков, с целью удовлетворения нужд строительного сектора были разработаны ТУ для строительных металлических конструкций на электросварные трубы диаметром 530—1420 мм, на электросварные трубы с наружным диаметром до 530 мм и на бесшовные трубы диаметром 169—530 мм. Следующим шагом станет разработка ГОСТ Р на применение сварных труб в строительстве, где будут прописаны новые требования и расширен марочный состав трубных сталей.

Помимо нового стандарта на применение труб по инициативе АРСС разрабатывается свод правил на сталежелезобетонные конструкции и ГОСТ на прокатный двутавр. В России производится крайне мало профилеразмеров двутавровой балки, например, нет профилей с поперечным сечением свыше 370 см2, профилей с большим значением момента сопротивления, что сдерживает применение проката в конструкциях многоэтажных зданий. Малое количество профилей часто не позволяет выбрать нужный для конкретного объекта, что ведет к перерасходу металла при строительстве.

Развитие рынка металлоконструкций сдерживается не только недоработками в законодательстве, но и состоянием российской экономики. По словам генерального директора компании Металл-Дон А. Ларионова, благоприятная экономическая конъюнктура в 2000-е годы способствовала активному развитию подотрасли металлоконструкций. Производство стальных конструкций с 2000 по 2008 г. выросло более чем в 3 раза — с 645 тыс. до 2,085 млн т. После кризиса 2008 г. объем производства в отрасли стабилизировался на уровне 1,8-1,9 млн т.

В настоящее время наблюдается серьезный кризис в экономике, отражающийся и на рынке металлоконструкций. После реализации масштабного проекта строительства олимпийских объектов в Сочи отрасль столкнулась с нехваткой инвестиций. В результате уже в 2013 г. производство металлоконструкций сократилось на 19%, потребление —на 17,5% (рис. 3). Подотрасль металлоконструкций отличается высокой степенью консолидации мощностей. Порядка 60% выпуска приходится на 30 крупнейших заводов. В отрасли 14 тыс. участников, треть из них расположены в Центральном федеральном округе. Высокая консолидация обусловливает серьезную конкуренцию между заводами, поскольку основное потребление конструкций связано со знаковыми проектами федерального и регионального масштаба.

В стране сложилась парадоксальная ситуация—мощности по производству металлоконструкций избыточны, но не хватает заводов, использующих современные технологии производства. На рынке много недобросовестных производителей, работающих по технологиям, которые не позволяют обеспечивать необходимое качество изделий. Мощности загружены на 65— 75%, наиболее низкая загруженность в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Для повышения прозрачности рынка АРСС предполагает создать каталог производителей металлоконструкций, что позволит инвесторам минимизировать риски приобретения некачественной продукции.

Экономический кризис в России станет серьезным испытанием для всех участников строительного рынка. Предсказать его продолжительность не может никто. В текущих условиях инвесторы с бóльшим вниманием будут относиться к возможностям снижения стоимости и сроков строительства. Современные практики возведения зданий, а также работа над нормативно-технической базой в области металлостроительства в ближайшем будущем могут значительно повлиять на баланс потребления железобетона и фасонного проката. 

Источник:

журнал «Металлоснабжение и сбыт» №4. 2015г.